Приемная исполкома
210010, г.Витебск, ул.Гоголя, 6
e-mail: vitoblisp@vitebsk.by
Телефон: (+375-212) 42-57-57
Факс: (+375-212) 42-57-81
Витебский областной исполнительный комитет
Главная > Экономика  > Торговля  > Защита прав потребителей

Защита прав потребителей

Разъяснения по бесплатной упаковке

Разъяснения об указании цены в бел.рублях

Разъяснения по работе домофонных систем

О товаре ненадлежащего качества

Памятка по оплате товара

Памятка по товарам

Памятка по услугам

Памятка потребителю

ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ: особенности осуществления покупок в интернет-магазине

Памятка потребителю при покупке продовольственных товаров

Права потребителей при приобретении мобильных телефонов

Порядок предъявления претензий и исков

Образцы иска, претензии и заявления о предоставлении информации из ЕГР


Информация об уполномоченных по защите прав потребителей по Витебской области
 

Образцы претензий, заявлений, исков

Уважаемые потребители! Приобретая товары легкой промышленности, убедитесь в их качестве и безопасности >>

МАРТ разъяснил потребителям критерии безопасности продукции легпрома

О работе местных исполнительных и распорядительных органов в 2017 году  в сфере защиты прав потребителей

Основным документом, регулирующим правовые отношения в области защиты прав потребителей, является Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 года ”О защите прав потребителей“. Действие настоящего Закона распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договора розничной купли-продажи и иных подобных договоров.

Кроме данного Закона вопросы защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, иными документами, принятыми в развитие Закона.

Беларусь подписала соглашение о согласованной политике в странах Содружества Независимых Государств в этой сфере. Создан Консультативный совет по защите прав потребителей государств — участников СНГ. Основными задачами совета является содействие развитию и углублению сотрудничества, формированию эффективной политики в сфере защиты прав потребителей и равных условий для граждан в государствах — участниках СНГ, а также созданию условий для защиты их потребительских прав и интересов.

Важным элементом государственной политики в сфере защиты прав потребителей является информационно-просветительская работа. На сегодняшний день на республиканских и региональных каналах периодически выходят тематические выпуски передач, печатные средства массовой информации систематически освещают проблематику по защите прав потребителей.

В Республике Беларусь государственные органы осуществляют защиту прав потребителей в рамках своей компетенции. Координацию деятельности в данной области осуществляет Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

В пределах области государственная защита прав потребителей и контроль  за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляется уполномоченными по защите прав потребителей областного,   городских и районных исполнительных комитетов.

Уполномоченными постоянно оказывается консультативная помощь с целью повышения грамотности потребителей, организовываются выступления в печатных средствах массовой информации, на телевидении и радио, обеспечивается размещение соответствующей информации на стендах и официальных сайтах и т.д. 

Кроме того, уполномоченными по защите прав потребителей рассматриваются обращения граждан, проводятся проверки (мониторинги) соблюдения законодательства, выдаются предписания об устранении нарушений, оказывается помощь в составлении исковых заявлений в суд.

За 2017 года управлениями и отделами облисполкома,  горрайисполкомами  рассмотрено  1935 обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей, из них 320 обращений в сфере торговли и общественного питания, 91 – бытового обслуживания населения, 780 –  здравоохранения.

По  результатам рассмотрения вынесены 58 предписания об устранении нарушений законодательства, которые исполнены в установленные строки, составлены 38 протокола об административных правонарушениях. Кроме того, в досудебном порядке возмещено материального ущерба на сумму 8,1  тыс.рублей.

По вопросам защиты прав потребителей в главное управление торговли и услуг Витебского облисполкома поступили 13 обращений, из них 6 – при реализации товаров, 7 – при  оказании бытовых и прочих услуг. По результатам рассмотрения обращений заявителям даны разъяснения в соответствии с действующим законодательством. Требования, изложенные заявителями в одном обращении, признаны обоснованными, приняты меры по восстановлению нарушенных прав. Кроме того, в интересах потребителей решены вопросы, изложенные в трех обращениях, возвращены денежные средства на сумму 485 рублей.

В целях повышения квалификации, профессионального уровня уполномоченные  по защите прав потребителей ежегодно принимают   участие в семинарах, проводимых Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

Всемирный день защиты прав потребителей ежегодно отмечается 15 марта во всем мире, и каждый год посвящен одной из актуальных тем потребительских отношений.

По сложившейся традиции тематику праздника каждый год определяет Международная Федерация потребительских организаций.

В 2018 году темой Всемирного дня защиты прав потребителей выбрана ”Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными“. Эта тема поддержана Консультативным советом по защите прав потребителей государств-участников СНГ для проведения Дня потребителя в странах СНГ.

Все активнее в нашу жизнь входят цифровые технологии, которые изменяют характер многих услуг и продуктов. Так к уже привычным услугам по обеспечению он-лайн оплаты за приобретенные услуги и товары, сегодня добавилась возможность пользоваться настройками автоплатежей на оплату ЖКУ, мобильной связи и Интернета.

В этой связи особое внимание необходимо уделять обеспечению соблюдения прав потребителей на свободу выбора товара и на получение полной, достоверной и понятной информации о товарах, работах услугах, а также об исполнителях, продавцах, изготовителях и поставщиках в целях принятия потребителями обоснованных решений относительно приобретения товаров (работ, услуг).

Доверие и безопасность потребителей – залог успеха цифровой экономики. 

Дистанционные способы заключения договоров (купли-продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) повсеместно используются в нашей повседневной жизни.

Организация продажи потребительских товаров и оказание различных услуг посредством сети Интернет развивается очень динамично. По состоянию на 1 января 2018 г. в Торговом реестре Республики Беларусь зарегистрировано 569 действующих интернет-магазинов субъектов хозяйствования  Витебской области. С 2015 года их количество возросло более чем  в 1,7 раза.

Всеобщее понимание всех потребителей как правильно приобрести товары посредством сети Интернет (средств связи, мобильных приложений и др.) может способствовать правильному выбору продавца (исполнителя), а также восстановлению нарушенных прав потребителей в случае приобретения товаров и оказания услуг ненадлежащего качества.

Чтобы оградить себя от недобросовестных продавцов в сети Интернет каждый потребитель должен знать следующее:

1. продавец на сайте Интернет - магазина должен довести до сведения потребителя на белорусском или русском языке следующую информацию:

наименование своей организации, юридический адрес, УНП (для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, адрес, сведения о государственной регистрации и наименовании органа осуществившего государственную регистрацию);

режим работы магазина;

дату регистрации интернет-магазина в Торговом реестре Республики Беларусь;

о документах, подтверждающих факт приобретения товара, которые продавец обязан выдавать покупателю вместе с товаром (образцы таких документов и порядок их оформления размещаются на сайте интернет-магазина);

о товаре (наименование, место нахождения изготовителя и импортера, а также при наличии импортера, представителя, ремонтной организации, уполномоченной на устранение недостатков товара и (или) его техническое обслуживание; установленные гарантийные сроки на товар, дата изготовления и срок службы (срок годности или срок хранения товара); цена товара; наличие товара в продаже; срок доставки товара, цена и условия оплаты доставки товара);

2. с 16 июня 2013 года в интернет-магазинах в обязательном порядке все без исключения продавцы должны выдавать кассовый чек.

Предъявить претензию по некачественному товару покупатель вправе и без чека при наличии иных доказательств (например, при наличии сведений о продавце на упаковке товара, в гарантийном талоне, расписке, наличии идентификационных знаков и т.д.). При отсутствии доказательств приобретения товара у конкретного продавца, последний может оспорить факт приобретения у него этого товара;

3. при доставке товара, приобретенного в интернет-магазине потребитель должен сопоставить информацию, полученную на сайте, с информацией в документах на приобретенный товар (технический паспорт, гарантийные талоны), в которых в обязательном порядке должна быть отметка о продавце (наименование, контактный телефон, подпись продавца). Такие отметки, как имя и номер мобильного телефона на указанных документах  не допускаются, т.к. при выявлении недостатков зачастую трудно потом установить продавца.

Покупатель удостоверяет прием товара подписью в сопроводительных документах продавца;

4. при приобретении товаров в интернет-магазине за покупателем сохраняются все права, гарантированные Законом Республики Беларусь ”О защите прав потребителей“. 

Традиционно в рамках проведения Дня потребителя в средствах массовой информации широко освещаются вопросы защиты прав потребителей. В горрайисполкомах проводятся ”горячие линии“ по вопросам потребительской тематики с привлечением специалистов различных служб. В крупных торговых объектах организуется работа  консультационных пунктов по информированию граждан об их правах и путях их защиты,  оказывается практическая помощь в разрешении конфликтных ситуаций.