Приемная исполкома
210010, г.Витебск, ул.Гоголя, 6
e-mail: vitoblisp@vitebsk.by
Телефон: (+375-212) 42-57-57
Факс: (+375-212) 42-57-81
Фото
Анонсы
Актуально
22.05.2017 Областная спартакиада среди сельских жителей пройдет в Полоцком районе Спартакиада пройдет  с 26 по 28 мая  на берегу озера Суя на площадках спортивного оздоровительного лагеря «Воднолыжник».
22.05.2017 Ралли-рейд по бездорожью пройдет 26-28 мая под Полоцком Торжественное открытие и выставка спортивных автомобилей состоятся на площади Ф. Скорины в самом Полоцке 26 июня, а заезды пройдут в 40 км от города 27-28 мая на территории бывшего общевойскового полигона "Дретунь".
Все новости

Информация о пенсионном обеспечении

Комментарий к Указу Президента
от 11 апреля 2016 г. № 137

 


11 апреля 2016 г. Президентом Республики Беларусь принят Указ № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» (далее – Указ).


Указом предусматривается повышение общеустановленного пенсионного возраста с 1 января 2017 г. ежегодно на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 года, женщинами 58 лет.


Повышение пенсионного возраста будет осуществляться постепенно, с 1 января каждого года – на шесть месяцев, одновременно для обоих полов, с сохранением действующей пятилетней разницы в пенсионных возрастах у мужчин и женщин (подпункт 1.1 пункта 1 Указа).


Необходимо отметить, что повышение пенсионного возраста предусмотрено для всех категорий граждан в целях обеспечения одинакового, равного подхода. Одновременно с повышением общеустановленного пенсионного возраста предусматривается повышение: пенсионных возрастов для назначения льготных (досрочных) трудовых пенсий по возрасту и за выслугу лет в соответствии с законами Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении», от 6 января 2009 г. «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь», от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь», а также для назначения ежемесячного денежного содержания по Указу Президента Республики Беларусь от 30 ноября 2006 г. № 705 «О ежемесячном денежном содержании отдельных категорий государственных служащих». Пенсионные возраста, дающие право на указанные виды пенсий и ежемесячное денежное содержание, повышаются ежегодно с 1 января на 6 месяцев, но не более чем на 3 года в общей сложности (подпункт 1.2 пункта 1 Указа).


Указом также рекомендуется руководителям организаций (независимо от форм собственности) с учетом имеющихся финансовых возможностей шире применять практику участия работодателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии (пункт 3 Указа). Законодательством Республики Беларусь предусмотрено добровольное страхование дополнительной пенсии. Программы добровольного страхования дополнительной пенсии, предоставляемые страховыми организациями на финансовом рынке Беларуси, позволяют формировать дополнительную к государственной пенсии пенсионную выплату, т.е. больший пенсионный достаток. Формирование дополнительной пенсии возможно непосредственно самим гражданином и (или) его работодателем (корпоративное страхование).


Одновременно с вопросом повышения пенсионного возраста Указом регулируются вопрос повышения предельного возраста состояния на военной службе (службе в военизированных организациях), а также отдельные вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих (сотрудников военизированных организаций) (подпункт 1.3 пункта 1 и пункт 4 Указа).



Сопровождение вопросов, касающихся прохождения военной службы (службы в военизированных организациях) и пенсионного обеспечения военнослужащих (сотрудников военизированных организаций), осуществляется соответствующими силовыми министерствами и ведомствами.

 




год

пол

ПВ

дата рождения

право на пенсию возникает

страховой стаж, требуемый для назначения пенсии

за сколько лет работы перед назначением пенсии исчисляется заработок

2017

м

60.5

1 половина 1957

2 половина 2017

16

23

ж

55.5

1 половина 1962

2018

м

61

2 половина 1957

2 половина 2018

16.5

24

ж

56

2 половина 1962

2019

м

61.5

1 половина 1958

2 половина 2019

17

25

ж

56.5

1 половина 1963

2020

м

62

2 половина 1958

2 половина 2020

17.5

26

ж

57

2 половина 1963

2021

м

62.5

1 половина 1959

2 половина 2021

18

27

ж

57.5

1 половина 1964

2022

м

63

2 половина 1959

2 половина 2022

18.5

28

ж

58

2 половина 1964

2023

м

63

1960

2023

19

29

ж

58

1965

2024

м

63

1961

2024

19.5

30

ж

58

1966

2025

м

63

1962

2025

20

31

ж

58

1967

В итоге поэтапное повышение пенсионного возраста закончится во второй половине 2022 года. Далее все будут выходить на пенсию в возрасте 58/63 лет.

При этом возраст выхода на пенсию будет зависеть не только от даты рождения, но и от даты обращения за назначением пенсии.

НАПРИМЕР: Если женщина, родившаяся во втором полугодии 1962 года (к примеру, в декабре), обратится за назначением пенсии не в период возникновения права на пенсию (в декабре 2018 года), а позднее, скажем, в феврале 2019 года, то право на пенсию ей может быть предоставлено не ранее достижения пенсионного возраста, установленного для женщин в 2019 году (56 лет 6 месяцев), то есть не ранее июня 2019 года.

 

ОФОРМЛЕНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ

Порядок представления работников к назначению пенсий и оформления необходимых для этого документов установлен Законом Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-XII ”О пенсионном обеспечении“ (далее - Закон) и Положением о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь ”О пенсионном обеспечении“, утвержденным приказом Минсоцзащиты Республики Беларусь от 23.05.1997 № 44 (далее - Положение о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий).

В соответствии со ст.76 Закона работодатель обязан своевременно оформлять документы о стаже, заработке и о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимые для назначения пенсии, и своевременно представлять их в органы по труду, занятости и социальной защите.

Согласно п.26 Положения о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий подготовка документов, необходимых для назначения пенсии, и представление к ее назначению осуществляется работодателем по месту последней работы заявителя (кормильца).

Для обеспечения выполнения указанной работы работодателем должен быть определен работник (группа работников), ответственный за подготовку необходимых для назначения пенсии документов и представление их в органы по труду, занятости и социальной защите (далее - представитель работодателя). Представитель работодателя закрепляется соответствующим приказом или распоряжением работодателя. Как правило, выполнение указанной работы возлагается на работника (группу работников), который по роду своей основной деятельности связан с оформлением документов о приеме на работу и увольнении, учетом личного состава, ведением трудовых книжек.

Ежегодно в начале каждого года на работников, которые в следующем году достигают пенсионного возраста и приобретают право на пенсию, представитель работодателя на основании трудовых книжек и личных карточек должен составлять соответствующие списки. В эти списки включаются работники, приобретающие право на пенсию:

- по возрасту на общих основаниях, т.е. по достижении общеустановленного пенсионного возраста и при наличии соответственно стажа работы не менее 25 и 20 лет, в т.ч., в 2017 году, не менее 16 лет  стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда);

- по возрасту за работу с особыми условиями труда либо на льготных основаниях. В данном случае имеются в виду и досрочные пенсии по возрасту многодетным матерям, матерям погибших военнослужащих, родителям детей-инвалидов с детства (для данной категории стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда (далее - страховой стаж)должен составлять не менее 5 лет) и др. Включение таких категорий работников в список возможно при наличии у работодателя необходимой информации об их статусе (например, о том, что конкретная работница является многодетной матерью, матерью ребенка-инвалида и т.д.). Для обеспечения своевременного представления таких категорий работников к назначению пенсии работодатель должен проводить соответствующую работу по информированию работников об их правах и обязанностях в сфере пенсионного обеспечения. Одновременно эту работу выполняют и органы по труду, занятости и социальной защите, а также средства массовой информации;

- за выслугу лет.

Списки составляются в хронологическом порядке в зависимости от даты приобретения права на пенсию по форме согласно приложению 1 к Методическим рекомендациям по организации на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах, кооперативах и иных субъектах хозяйствования работы по оформлению и представлению документов к назначению пенсий, утвержденным приказом Минсоцзащиты Республики Беларусь от 14.03.1996 № 8 (далее - Методические рекомендации).

Указанный список составляется в целях планирования работы (по срокам) по подготовке и представлению документов для назначения пенсии и осуществления предварительной работы по подготовке комплекта соответствующих документов на каждого работника.

Данные о дате рождения в списке указываются на основании документа, удостоверяющего личность (для граждан Республики Беларусь - паспорт гражданина Республики Беларусь, для иностранных граждан и лиц без гражданства - национальный паспорт и (или) вид на жительство). Если в паспорте указан только год рождения без обозначения месяца и числа, то за дату рождения принимается 1-е июля; если год и месяц без обозначения числа, то днем рождения считается 15-е число соответствующего месяца.

Стаж работы для назначения трудовой пенсии

Согласно ст.51 Закона в стаж работы назначения трудовой пенсии засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности (в том числе и в период СССР) при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда согласно законодательству о государственном социальном страховании. При этом, если среднемесячный фактический заработок (доход), из которого уплачены обязательные страховые взносы, за календарный год (либо менее календарного года, если в соответствующем году имели место прием на работу или увольнение, регистрация или исключение из числа плательщиков обязательных страховых взносов либо другие подобные обстоятельства) оказался ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством, указанные периоды засчитываются в стаж работы с применением поправочного коэффициента. Поправочный коэффициент рассчитывается путем деления среднемесячного фактического заработка (дохода) лица на среднеарифметическую величину минимальной заработной платы за соответствующий период уплаты обязательных страховых взносов. Кроме того, могут засчитываться иные предусмотренные законодательством периоды (например, периоды военной службы, отпуска по уходу за ребенком, ухода за детьми и инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, обучения по дневной форме в учреждениях образования и т.д., при этом указанные периоды страховым стажем не являются). Зачет таких периодов производится с учетом условий и в порядке, установленных законодательством.

Исчисление стажа работы осуществляется на основании данных трудовой книжки и других документов, представленных в его подтверждение (справок работодателей, архивных учреждений и т.п.).

Исчисление периодов, включаемых в стаж, производится в календарном порядке из расчета полного года (за исключением отдельных определенных законодательством периодов, засчитываемых в стаж на льготных условиях).

Положением о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения трудовых пенсий предусмотрено, что стаж работы до 1 января 2003 г. подтверждается документами, выдаваемыми работодателями, архивными учреждениями и иными организациями, имеющими соответствующие сведения о работе и (или) деятельности гражданина. Такими документами являются трудовая книжка, справки, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их выполнении, гражданско-правовые договоры, справки о периоде уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда и о сумме заработной платы (дохода), из которой эти взносы уплачены.

Стаж работы после 1 января 2003г. (т.е. после введения в республике индивидуального (персонифицированного) учета) подтверждается данными индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного социального страхования, а именно, выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, выдаваемой районными (городскими) отделами фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Для назначения пенсии конкретному лицу (в случае представления его к назначению пенсии в установленном порядке либо личного обращения за назначением пенсии) указанная выписка запрашивается районным (городским) управлением (отделом) по труду, занятости и социальной защите.

При обнаружении в трудовых книжках подчисток, поправок, неоговоренных исправлений, а также в других случаях, когда запись вызывает сомнение, представитель работодателя ставит в известность об этом работника и принимает меры по истребованию надлежащих документов либо внесению изменений в соответствующую запись в трудовой книжке в установленном порядке.

Если в результате подсчета стажа (в т.ч. специального) по трудовой книжке окажется, что у работника недостаточно стажа, требуемого для назначения пенсии, или имеются перерывы в работе, то у работника в обязательном порядке уточняется наличие других документов, подтверждающих его трудовую или иную деятельность, засчитываемую в стаж для назначения пенсии. При необходимости представитель работодателя обязан принять меры к истребованию необходимых документов о работе (деятельности), а в соответствующих случаях - розыску свидетелей, которые, по мнению работника, могли бы подтвердить периоды его работы.

Порядок оформления документов для назначения пенсии

На основе всех собранных документов представитель работодателя оформляет представление для назначения пенсии.

Представитель работодателя за месяц до достижения работником пенсионного возраста и приобретения права на пенсию извещает его о порядке обращения за пенсией. Заинтересованность в своевременном оформлении на пенсию должна быть обоюдной, т.е. как со стороны работодателя, так и работника (поскольку рассмотрение вопроса о назначении пенсии осуществляется при наличии письменного волеизъявления (заявления) гражданина о назначении пенсии).

Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком. При этом обращение за назначением трудовой пенсии по возрасту может производиться и до наступления общеустановленного пенсионного возраста, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

В соответствии со ст.80 Закона и п.5 Положения о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий днем обращения за пенсией считается день приема заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами районным (городским) управлением (отделом) по труду, занятости и социальной защите либо дата, указанная на почтовом штемпеле места их отправления (если заявление и все необходимые документы пересылаются по почте).

В тех случаях, когда для назначения пенсии представлены не все необходимые документы, для предъявления недостающих документов предоставляется месячный срок. Если документы будут предъявлены в этот срок, то днем обращения за пенсией будет считаться день приема заявления о назначении пенсии.

Заявление о назначении пенсии заполняется заявителем по установленной форме и регистрируется представителем работодателя в журнале регистрации заявлений и представлений к назначению пенсий по форме согласно приложению 3а к Методическим рекомендациям. В случае увольнения работника после подачи заявления о назначении пенсии оно подлежит рассмотрению работодателем в определенном порядке независимо от факта увольнения. Заявление о назначении пенсии по случаю потери кормильца принимается представителем работодателя по месту последней работы кормильца независимо от времени, прошедшего после его смерти.

Обращающийся за пенсией (независимо от вида) в обязательном порядке должен предъявить документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства и гражданство.

Для граждан РБ таким документом является паспорт гражданина РБ; для иностранных лиц и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РБ, - национальный паспорт и (или) вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства; для несовершеннолетних лиц, не достигших 16 лет, - свидетельство о рождении или паспорт.

Представитель работодателя в течение 10 дней со дня приема заявления оформляет необходимые документы о стаже, заработке и другие документы, а также свое представление по форме согласно приложению 2 к Инструкции о порядке оформления и ведения дел по назначению государственных пенсий, утвержденной приказом Минсоцзащиты РБ от 29.09.1998 № 85. Затем знакомит с ним работника (под расписку) и рассматривает вопрос о возможности представления данного работника к назначению пенсии. При положительном решении данного вопроса заявление, представление и все документы передаются в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства заявителя. В том случае, если собраны не все необходимые документы, в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите передаются имеющиеся с указанием причины отсутствия недостающих документов. Впоследствии недостающие документы представляются в установленные законодательством сроки.

Следует помнить, что в силу законодательства работодатели несут материальную ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, а также представлением документов, содержащих недостоверные сведения (ст.76 Закона).

Так, согласно ст.9.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение нанимателем или его уполномоченным должностным лицом требований законодательства о своевременном оформлении документов о трудовом стаже, заработной плате или результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимых для назначения пенсий, либо представление таких документов, содержащих неполные или недостоверные сведения, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин.