Приемная исполкома
210010, г.Витебск, ул.Гоголя, 6
e-mail: oik@vitobl.by (для деловой переписки)
Телефон: (+375-212) 48-11-55
Факс: (+375-212) 48-11-56

Канцелярия: 
(+375-212) 37-58-11
(+375-212) 37-30-20
Витебский областной исполнительный комитет
Главная > Новости

Развитие строительных технологий требует изменений в подготовке кадров и работе профильных вузов Витебской области

22.10.2018 Как вернуть престиж профессии строителя, что пересмотреть в программах обучения, чтобы на выходе получался конкурентоспособный специалист, разбирающийся в современных материалах и технологиях? Как закрепить молодежь на местах и продвигать научные разработки на стройрынок? Эти и другие вопросы обсуждались на совместной коллегии Министерства образования и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, которая прошла в Витебском государственном техническом колледже.


Диплом под заказ

Не секрет, что многие образовательные программы, и не только в стройотрасли, разработаны десятки лет назад и с тех пор не обновлялись, поэтому, когда молодые специалисты приходят на работу, оказывается, там уже другие подходы и полученные знания устарели.

Министр образования Беларуси Игорь Карпенко: Сегодня стоит задача соединить вузовское образование со всеми остальными, чтобы они соответствовали требованиям заказчиков кадров.

С 2014 года Республика Беларусь присоединилась к международному некоммерческому движению WorldSkills, целью которого является повышение статуса профессионального образования и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру. В строительной отрасли это позволило прикоснуться к новым технологиям, освоению новых материалов.

Динамическое изменение технологического уровня и квалификационных требований приводит к необходимости корректировки образовательных стандартов и учебных программ непосредственно в ходе обучения. И это должно осуществляться учреждениями образования с обязательным участием организаций-работодателей.

– В Кодексе об образовании мы заложили такое понятие, как примерный учебный план, который позволит заказчику кадров более серьезно и оперативно влиять на подготовку специалистов в конкретном учреждении образования. Поэтому необходимо укреплять взаимодействие учебных заведений с организациями строительной отрасли, – отметил министр образования.

С сентября 2018 года начато обучение новой профессии «Монтажник каркасно-обшивной конструкции сухого строительства»

Благодаря конкурсу WorldSkills с сентября 2018 года начато обучение новой профессии «Монтажник каркасно-обшивной конструкции сухого строительства», программа которой разработана на основе международных стандартов и при участии непосредственных заказчиков кадров. Они же и помогли с оснащением профильным оборудованием, инструментами и расходными материалами.

Подготовка рабочих и специалистов осуществляется в соответствии с заказом, который удовлетворяется в полной мере. Однако есть проблема: 96% от общего количества организаций, размещающих заявки через автоматизированную систему «Госзаказ», – это государственные предприятия.

– Доля организаций частной собственности от общего количества строительных предприятий составляет порядка 90%, а они практически не вовлечены в заказ и в целом в подготовку кадров. Поэтому необходимо продумать новую методологию формирования цифр приема, – отметил Игорь Карпенко.

Учиться всю жизнь

В Беларуси создано 43 отраслевых ресурсных центра, 10 из которых уже оснащены по последнему слову техники. В развитии их материально-технической базы должны участвовать министерства и субъекты хозяйствования.

– Нет смысла в каждом лицее или колледже создавать серьезную техническую базу. Достаточно в одном ресурсном центре сконцентрировать наиболее дорогостоящее наукоемкое оборудование, технологии, куда в течение всего года на обучение будут приезжать из разных учебных заведений и организаций, – сказал министр образования.

В проекте стратегии развития стройотрасли до 2030 года предусмотрен переход на электронное взаимодействие

В проекте стратегии развития стройотрасли до 2030 года предусмотрен переход на электронное взаимодействие участников инвестиционно-строительного процесса, создание электронного государственного строительного портала, то есть все идет к 100-процентной замене бумажных носителей на электронные, начиная от процесса создания объекта до его демонтажа.

– Предстоит в течение двух лет переобучить нынешних работников и активно готовить будущих выпускников в соответствии со стремительным развитием технологий, – сказал министр архитектуры и строительства Республики Беларусь Дмитрий Микулёнок. – Организациям строительной отрасли необходимо активнее проводить политику «Образование через всю жизнь», а учреждениям образования удвоить практические занятия, чтобы студенты и учащиеся проходили практику не раз в год, а раз в семестр.

– Строители всех уровней должны повышать квалификацию как минимум раз в 3 – 4 года. Пока же руководители переобучаются примерно раз в 4 года, специалисты – раз в 10 лет, рабочие – раз в 15 лет, – акцентировал внимание заместитель министра архитектуры и строительства Дмитрий Семенкевич.

Надо уходить от узкоспециализированных профилей там, где это возможно. Уже сейчас порядка 20 рабочих специальностей будет переформировано в пять, благодаря чему кадры получатся более универсальными, а значит, и более конкурентоспособными.

Сегодня стройиндустрии требуются специалисты в области программирования и управления системами робототехники

Сегодня стройиндустрии требуются специалисты в области программирования и управления системами робототехники, управления проектами. Необходимо заменить устаревшие дисциплины новыми.

Вернуть былые позиции

– В последние годы заметно упал престиж профессии строителя. Если в 2013 году конкурс в вузах был 3 человека на место, то в 2018-м – 1,4. Снизился и средний балл поступающих, – сказала первый заместитель министра образования Ирина Старовойтова.

Министерством образования внесен ряд изменений в нормативно-правовые акты. Для ранней профориентации с 1 сентября 2018 года школьникам 10 – 11-х классов предоставлена возможность освоения рабочих профессий в рамках учебного предмета «Трудовое обучение». В перечне этих профессий десять строительных, по семи будут присваиваться начальные квалификационные разряды.

– Если с предоставлением первого рабочего места нет проблем, то с закреплением кадров есть. И решение мы видим в первую очередь в повышении заработной платы. Пока в соседних странах предлагают заработную плату выше, строителей здесь не удержать, – отметил заместитель премьер-министра Республики Беларусь Владимир Кухарев.

Требуют доработки и нормативно-правовые акты в части введения мер, направленных на материальное стимулирование организаций строительной отрасли, в которых молодежь проходит производственное обучение и практику.

– Ссузам необходимо пересмотреть разряды получаемых профессий. Кому нужен специалист 2-го разряда? – сказал Владимир Евгеньевич.

Разработки внедрять в производство

По прогнозам к 2025 году строительная отрасль будет нуждаться в 21 научном сотруднике по четырем специальностям

– На сегодняшний день в сфере строительства и архитектуры Беларуси насчитывается 39 докторов наук (средний возраст 71 год) и 209 кандидатов, средний возраст которых 56 лет. Прием в аспирантуру тоже снизился с 43 человек в 2016 году до 17 в нынешнем. По прогнозам к 2025 году отрасль будет нуждаться в 21 научном сотруднике по четырем специальностям, – сообщила Ирина Старовойтова.

Одним из вариантов повышения уровня подготовки кадров является создание на базе вузов отраслевых лабораторий (сейчас таких 16), в которых выполняются научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытно-технологические работы.

– Отраслевые лаборатории – это, во-первых, всегда актуальная тематика работ по заказам реального сектора экономики. Во-вторых, разработка новых материалов и технологий. В-третьих, более широкое вовлечение студентов, магистрантов, аспирантов в научно-исследовательскую работу, что естественным образом повышает и качество образования, – сказала Ирина Анатольевна.

У участников коллегии была возможность на подготовленной выставке ознакомиться с научными разработками, инновационными технологиями и продукцией, представленными вузами, научно-исследовательскими институтами и предприятиями Беларуси.

Полоцкий госуниверситет продемонстрировал теплоизоляционные и стеновые строительные материалы на основе растительного сырья, в качестве которого может использоваться мох, солома, очесы и костра льна, тростник, пальма, рисовая лузга. Также был представлен стеновой материал на основе арболита – с отходами деревообрабатывающей промышленности.

В ПГУ разработаны программные продукты для строительной отрасли, уже использующиеся в Беларуси

В университете разработаны и программные продукты для строительной отрасли, уже использующиеся в нашей стране: программа, которая позволяет оценить элементы строительных конструкций, и комплекс по расчету устойчивости земляных откосов.

Витебский государственный технологический университет представил экологичные текстильные обои, изготовленные с использованием короткого льна, не пригодного для качественных тканей, технологию изготовления материалов строительного и бытового назначения с использованием отходов текстильного производства, за счет которых повышаются прочность изделий и срок службы. Так, в университете произведены тротуарная плитка, утеплители – подложка под ламинат и бетон.

Министр образования Беларуси Игорь Карпенко: Вузы должны заниматься не только образованием и наукой, но и находить потребителей и продавать свои разработки

– К сожалению, от научной разработки материалов, технологий до внедрения в производство проходит длительный период, поэтому вузы должны заниматься не только образованием и наукой, но и находить потребителей и продавать свои разработки, – сказал Игорь Карпенко.

Для поддержки высшей школы заместитель премьер-министра Республики Беларусь Владимир Кухарев поручил организовать на базе вузов расширенные встречи-презентации научных разработок.

Совместные коллегии Министерство образования Республики Беларусь планирует провести со всеми отраслевыми министерствами, чтобы разработать концептуальные подходы по подготовке кадров с учетом требований современности.

"Витебские вести".

Теги : Витебская область, образование
Версия для печати