Анализ следственно-судебной практики прекращения производства по уголовным делам по реабилитирующим основаниям, состояние прокурорского надзора по делам данной категории показали, что в 2017 г. следователями УСК Республики Беларусь по Витебской области закончено расследование по 5971 (в 2016 г. – 6440 дел) уголовному делу.
Сократилось количество уголовных дел, по которым производство прекращено (без повторных), с 1014 дел в 2016 году до 805 дел в 2017 году (-209 дел). При этом удельный вес решений о прекращении предварительного расследования по реабилитирующим основаниям остался на прежнем уровне (9,9%). В абсолютных величинах число таких решений составило 533 против 559 – по итогам работы за 2016 год.
Наибольшее количество уголовных дел прекращено на основании п.1 и п.2 ч.1 ст.29 УПК Республики Беларусь в Витебском, Новополоцком ГОСК, Оршанском, Полоцком МОСК, Витебском, Городокском, Поставском, Миорском, Шумилинском, Верхнедвинском, Докшицком, Чашникском, Толочинском, Дубровенском РОСК .
При этом, значительный рост количества уголовных дел, прекращенных по реабилитирующим основаниям (без учета уголовных дел по фактам безвестного исчезновения лица, а также предусмотренных ч.ч. 2,3 ст.317 УК) произошел в Витебском (с 7 до 15), Докшицком (с 4 до 12), Миорском (7 до 12), Чашникском (с 6 до 12), Глубокском (с 2 до 7) районах.
Наиболее часто предварительное расследование прекращалось следователями по уголовным делам о кражах (90 дел, что составляет 16,8 % от общего числа дел, прекращенных по п.п. 1, 2 ч.1 ст.29 УПК Республики Беларусь), нарушение правил эксплуатации транспортных средств (64 дела, или 12 %), уклонение родителей от содержания детей, либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей (21 дело, или 3,9 %), мошенничестве, хулиганстве грабежах (по 16 дел, или 3%).
Одной из причин прекращения производства по реабилитирующим основаниям является неполнота доследственных проверок: возбуждение уголовных дел без результатов ревизий финансово-хозяйственной деятельности, неверная оценка причиненного ущерба, невыяснение всех обстоятельств произошедшего, ошибки в квалификации содеянного.
Вместе с тем, неединичные факты вынесения следователями незаконных постановлений о прекращении предварительного расследования, а также уголовного преследования в отношении подозреваемых, без тщательного анализа и оценки собранных доказательств, свидетельствуют о явно приниженном процессуальном контроле со стороны начальников территориальных следственных подразделений за организацией работы подчиненных и законностью принимаемых ими процессуальных решений.
Так в 2017 г. при проверке законности и обоснованности принятых следователями решений о прекращении предварительного расследования и уголовного преследования прокурорами отменено 54 постановления.
По итогам коллегии перед прокурорами, руководителями следственных подразделений поставлены задачи по принятию дополнительных мер, направленных на устранение имеющихся недостатков и повышение эффективности работы в данном направлении.
Начальник отдела прокуратуры области Роман Чудаков.