Приемная исполкома
210010, г.Витебск, ул.Гоголя, 6
e-mail: oik@vitobl.by (для деловой переписки)
Телефон: (+375-212) 48-11-55
Факс: (+375-212) 48-11-56

Канцелярия: 
(+375-212) 37-58-11
(+375-212) 37-30-20
Витебский областной исполнительный комитет
Главная > Прокуратура Витебской области  > Новости Витебской транспортной прокуратуры

Новая редакция Закона об обращениях граждан и юридических лиц

10.05.2017 Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 года № 306-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» в Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 года № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — Закон об обращениях) внесены изменения и дополнения, поскольку в процессе применения Закона выяснилось, что отдельные его нормы нуждаются в уточнении и конкретизации, прежде всего с учетом потребностей правоприменения.

Новая редакция Закона об обращениях вступила в силу с 23 января 2016 года.

В Законе об обращениях перечисляются конкретные правоотношения, на которые его действие не распространяется. Так, Закон об обращениях не распространяется на обращения, подлежащие рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах. Кроме этого,  пункт 1 статьи 2 Закона дополняется указанием на его неприменение к обращениям работников к нанимателю.

Закон об обращениях подробно регламентирует процедуру личного приема, в том числе закрепляет порядок отказа заявителю в личном приеме. В частности, в пункте 2 статьи 6 предусматривается, что отказать в личном приеме при обращении по вопросам, относящимся к компетенции организации, могут лишь должностные лица такой организации, проводящие личный прием.

Так же Закон об обращениях дополнен указанием на то, что не только должностные лица организаций, проводящие личный прием, но также и работники организаций, уполномоченные осуществлять предварительную запись на личный прием, могут отказать в личном приеме, записи на личный прием. Это позволит упростить процедуру организации и проведения личного приема.

При этом отказ в личном приеме, записи на личный прием допускается лишь по основаниям, указанным в абзацах втором — пятом пункта 2 статьи 6 Закона об обращениях:
— обращения по вопросам, не относящимся к компетенции этих организаций;
— обращения в неустановленные дни и часы;
— когда заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы;
— когда с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам.

Из Закона об обращениях исключено указание на необходимость разъяснения порядка обжалования решений об оставлении обращений без рассмотрения по существу.

В соответствии с частью 3 пункта 1 статьи 18 Закона об обращениях разъяснение порядка обжалования ответов на обращения предусмотрено лишь в случае, если в письменных ответах на письменные обращения содержатся решения о полном или частичном отказе в удовлетворении обращений.

Для обеспечения условий для всестороннего рассмотрения обращений в Законе об обращениях закрепляется исчисление в рабочих днях следующих сроков:
— пятидневный срок для направления обращения для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и уведомления заявителей либо для оставления обращения без рассмотрения по существу и уведомления об этом заявителей с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях (часть первая пункта 3 статьи 10 Закона об обращениях);
— пятидневный срок для возвращения письменных обращений, в которых обжалуются судебные постановления, заявителям с разъяснением им порядка обжалования судебных постановлений (часть вторая пункта 3 статьи 10 Закона об обращениях);
— пятидневный срок для направления обращений, содержащих информацию о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении либо ином правонарушении, в соответствующие правоохранительные или другие государственные органы (пункт 5 статьи 10 Закона об обращениях);
— пятидневный срок для уведомления заявителя об оставлении обращения без рассмотрения по существу (пункт 4 статьи 15 Закона об обращениях);
— трехдневный срок на сообщение в вышестоящую организацию об исполнении.

Важным способом обеспечения процессуальной экономии и предотвращения злоупотребления правом на обращение является возможность прекращения с заявителем переписки по повторным обращениям. В связи с этим круг случаев оставления обращения без рассмотрения по существу, как основание прекращения переписки по повторным обращениям, дополнен указанием на абзацы третий и четвертый пункта 1 статьи 15 Закона об обращениях, что позволит прекращать переписку с заявителями, неоднократно обращающимися с повторными обращениями, не относящимися к компетенции организации.

Существенно дополнено определение термина «повторное обращение». В соответствии с абзацем 12 статьи 1 новой редакции Закона об обращениях повторное обращение — письменное или электронное обращение, поступившее от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу в одну и ту же организацию, в том числе, направленное из других организаций, либо замечание и (или) предложение, внесенные в книгу замечаний и предложений одним и тем же заявителем, по одному и тому же вопросу, одному и тому же индивидуальному предпринимателю, поступившие в течение трех лет со дня поступления в организацию, к индивидуальному предпринимателю первоначального обращения, если на первоначальное обращение заявителю был дан ответ (направлено уведомление).

В качестве новшеств данного определения можно отметить следующие моменты:
— обращение может быть признано повторным только в течение трех лет со дня поступления первоначального обращения;
— обращение является повторным не только в случае поступления его в одну и ту же организацию, но и в случае перенаправления его по компетенции из иных организаций;
— обращение является повторным только при условии, если на первоначальное обращение был направлен ответ (уведомление). Это определение корреспондируется с изменениями и дополнениями, внесенными в пункт 1 статьи 13 Закона об обращениях в части подачи нескольких идентичных или уточняющих обращение.

В последнее время на практике получили распространение случаи, когда граждане при подаче обращений указывают недействительные данные о заявителе (несуществующие адреса, ФИО и адреса других граждан и др.), что приводит к широкому рассмотрению фактически анонимных обращений. Особенно это характерно для направления электронных обращений.

В целях исключения подобных ситуаций в Законе об обращениях предлагается признавать анонимными не только обращения, в которых не указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина или адрес его места жительства (места пребывания) либо наименование юридического лица (полное или сокращенное) или его место нахождения, но и обращения, в которых указанные данные не соответствуют действительности.

Расширены права заявителей.

Согласно абзаца 4 статьи 7 новой редакции Закона об обращениях заявителям предоставлено право представлять дополнительные документы и (или) сведения либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме.

Такое нововведение в некоторых случаях будет способствовать оперативности и эффективности рассмотрения обращений.

Абзацем третьим статьи 8 новой редакции Закона об обращениях установлена обязанность заявителя подавать обращения в организации, индивидуальным предпринимателям в соответствии с их компетенцией.

В новой редакции Закона об обращениях права организаций и индивидуальных предпринимателей закреплены в статье 8-1.

В настоящее время организации, индивидуальные предприниматели имеют право:
— запрашивать в установленном порядке документы и (или) сведения, необходимые для решения вопросов, изложенных в обращениях;
— обращаться в суд для взыскания с заявителей расходов, понесенных в связи с рассмотрением систематически направляемых (три и более раза в течение года) необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения;

Новая редакция Закона об обращениях допускает взыскание расходов, понесенных организациями в связи с рассмотрением необоснованных обращений.

Согласно статье 19 Закона это возможно в связи с:
— рассмотрением систематически направляемых (три и более раза в течение года) необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя;
— рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения.

При этом с заявителей могут быть взысканы следующие расходы:
— суммы, подлежащие выплате экспертам и другим специалистам, привлекаемым к рассмотрению обращений;
— почтовые расходы;
— расходы, связанные с выездом на место рассмотрения обращения;
-другие расходы, за исключением оплаты рабочего времени работников, рассматривающих обращения.

Перечень расходов, связанных с рассмотрением обращений, не является исчерпывающим. Взыскание понесенных расходов с заявителей производится в судебном порядке.

Пункт 1 статьи 24 Закона об обращениях предоставляет право оставить без рассмотрения по существу и без уведомления об этом заявителя замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений и не относящиеся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, не касающиеся качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.

Помощник Витебского транспортного прокурора
Янчиленко. Е. В.

Версия для печати